Охота и рыболовствоРыбалкаМеста → Рыбалка в Исландии

Рыбалка в Исландии

Крупная Рыба

Итак, снова Исландия – и снова извержение вулкана!
В прошлом году Чемпионат Европы по морской рыбалке с катеров под эгидой Европейской Федерации Морских Рыболовов, в котором я участвовал в составе команды «EFSA – Россия», проходил в мае, на севере острова Исландия, в окрестностях г.Дальвик, и тогда авиасообщение с Европой лихорадило из-за извержения вулкана Эйяфьятлайокудль.
И в мае этого года наша рыболовная поездка также оказалась под угрозой срыва – за два дня до нашего вылета проснулся другой исландский вулкан – Гримсвотн, и аэропорт Рейкьявика закрылся. Долетев с комфортом из Хельсинки в исландскую столицу авиакомпанией ICELANDAIR, оставшийся маршрут в 600 км из Рейкьявика до Болунгарвика – главной цели нашей поездки – мы должны были добираться местными авиалиниями.

Но, как говорится, охота пуще неволи, и никакие природные катаклизмы не остановили нашу небольшую экспедицию, хотя в планы пришлось внести некоторые коррективы.
В качестве «домашней» подготовки я обратился к Книге европейских рекордов по морской рыбалке, которую ежегодно поддерживает и обновляет федерация EFSA. Пока российскому морскому рыболову еще ни разу не удавалось попасть в летопись рекордсменов Европы, а у меня была мечта обновить ее списки.
Оказалось, что европейские рекорды по ловле трески на леску с разрывной нагрузкой 2 кг и 4 кг составляют «всего» 12, 36 и 14, 30 кг соответственно, в то время как при использовании более толстой лески рекордные рыбы были почти вдвое, а то и втрое тяжелее. Так, например, абсолютный рекорд Европы по треске на данный момент – 37, 52 кг, а при ловле на леску с тестом 6 кг наилучший результат – 20, 50 кг. Кроме того, оказалось, что рекордный для Европы палтус, выловленный на леску с тестом 8 кг, весит всего 3, 10 кг, в то время как абсолютный рекорд Европы по палтусу по состоянию на 2010 год – 190 кг.
С учетом всей этой информации я и сформировал свой рыболовный комплект снастей для поездки.
Для ловли крупной трески на леску с разрывной нагрузкой 4 кг взял плетеный шнур Spyder Wire 00, 1 мм с тестом 8 Lb. Выбранные удилища и катушки должны были соответствовать ужению с такой тонкой леской на глубинах 50-70 м, а также использованию достаточно тяжелых приманок.
Кроме того, в мой комплект морского ультралайта были включены безынерционная катушка морского класса SHIMANO Baitrunner D 8000, а также морское удилище BLACK HOLE Power Stick длиной 2, 70 м с тремя сменными вершинками – тестом 100, 200 и 300 г. В качестве шок-лидера использовал монолеску 00, 7 мм длиной 1, 5-1, 8 м.
Кроме того, я подготовил и «палтусовый» набор, чтобы попытаться установить рекорд с леской тестом 15 Lb. Он состоял из мультипликаторной катушки DAIWA Sealine SG47 LCA со счетчиком лески и спиннинга TRABUCCO Sea Wolf длиной 2, 70 м с тестом до 1000 г.

В качестве запасных я взял с собой обычные «тяжелые» морские снасти с «плетенкой» 00, 4 мм : удилище PENN Never Crack длиной 2, 10 м с двумя сменными хлыстами – тестом 12-30 и 30-50 Lb, оснащенное мультипликатором PENN GTI 330, и комплект от фирмы D.A.M., состоявший из удилища Steel Power Light Boat длиной 2, 10 м и тестом до 30 Lb и мультипликаторной катушки Quick Power Champion 340.
Кроме того, для поездки в Исландию были выбраны тяжелые пилькеры – весом от 400 до 600 г, гигантские джиг – головки фирмы BALZER весом 300-400 г и большие виброхвосты – все это «заточено» под ловлю трофейной рыбы.
Дополнительно я смонтировал готовые оснастки для ловли с естественными приманками типа мертвой рыбки, филе сайды или тушки кальмара, которые также могли прийтись по вкусу и палтусу, и пятнистой зубатке, и другим типично донным хищникам этой акватории.
Для донных оснасток пришлось еще запастись и свинцовыми грузилами весом от 200 до 700 г, что в совокупности со всем остальным снаряжением составило довольно внушительный багаж: тубус со спиннингами, сумки с одеждой и запасные шпули с леской, а также святая святых любого серьезного морского рыболова – ящик с оснастками.
Хорошо, что нашим туроператорам удалось заранее договориться с перевозчиками – авиакомпанией FINNAIR на отрезке пути Москва — Хельсинки и ICE – LANDAIR – от Хельсинки до Рейкьявика о бесплатном провозе еще одного места багажа, а то не избежать бы дополнительных расходов…
Высокая планка – попытаться установить европейский рекорд – была уже задана, поэтому я захватил с собой и Книгу рекордов EFSA, которая включала бланк – заявку на новый рекорд с подробными инструкциями по заполнению и с требованиями по оформлению заявки на рекорд. Так, например, ее обязательными условиями были наличие и использование на берегу сертифицированных весов для взвешивания трофея, а также присутствие нескольких свидетелей как непосредственно поимки, так и самого взвешивания. Кроме того, в качестве приложений необходимо было предоставить образец использованной лески длиной не менее 10 м, копию сертификата освидетельствования весов и несколько фотографий улова.
То ли извержение вулкана так подействовало на службу безопасности в аэропорту Хельсинки, то ли упакованные в бутылку из-под кока-колы пилькеры, лежащие в багаже с моей одеждой, вызвали чрезмерные подозрения – сумка до Рейкьявика в этот день так и не долетела… В итоге, заполнив в аэропорту все необходимые бумаги и выслушав заверения, что максимум через два дня мой пропавший багаж будет доставлен прямо на рыболовную базу, мы погрузились в микроавтобус с поджидавшими нас попутчиками – немецкими рыболовами – и отправились на северо-запад острова, в Болунгарвик. Больше всего меня беспокоило то, что в злополучной сумке лежали приготовленные для рекордной рыбалки шпули с тонкой леской тестом 4 кг – надежды на установление рекорда таяли с каждым часом…
Тем не менее мой рыболовный тубус со спиннингами и ящик с оснастками прибыли благополучно, поэтому рыбалка на следующий день все равно состоялась – с одеждой мне помогли сотрудники базы, выдавшие сапоги и костюм – поплавок, и коллеги – рыболовы, снабдившие меня кое-какими из своих запасных аксессуаров.

День 1–й

На утро нашего первого дня рыбалки мы собрались к 8 часам в столовой на завтрак, а в 9 – уже погрузились на катер, которым управлял местный шкипер. Погода благоприятствовала нашему предприятию, и шкипер планировал отправиться в открытое море на 50-70-метровые банки, где накануне хорошо ловилась крупная треска. Находились они в 30-40 минутах хода от базы.
Предоставленный нам катер был удобен и вместителен. Производство таких судов налажено в Исландии специально для морской спортивной рыбалки. Они оснащаются 180 – сильными моторами VOLVO Penta и могут развивать скорость до 30 миль в час, что позволяет достаточно быстро перемещаться по акватории, охватывая довольно большой радиус местных рыболовных угодий.
Примерно через 40 минут после выхода из порта мы встали в дрейф на первую точку, где предстояло проверить, на что же мы можем рассчитывать в этот день.
Первый заброс на новом месте – это всегда волнующий момент, знакомый сердцу каждого рыболова. Не считая шкипера, нас было пятеро на борту – известный немецкий морской рыболов Кай Витт, два его соотечественника – Эрхард и Роланд – и мы с Антоном Расстегаевым, шеф – корреспондентом журнала.
Мы с Антоном начали ловить на джиг, используя концевой пилькер весом 400 г и один дополнительный крючок, стоявший на 60 см выше и оснащенный октопусом. Наши коллеги использовали крупные виброхвосты с 400-граммовыми джиг-головками.
Первые же забросы показали, что здесь, как и ожидалось, очень много трески. Часто рыбины весом до 3-4 кг садились одновременно и на пилькер, и на верхний поводок, создавая ложное ощущение одной крупной добычи на крючке.
Быстро стало ясно, что если мы хотим «отсечь» мелкие экземпляры и избежать ненужных «дуплетов», необходимо, во-первых, перейти на более крупные насадки, а во-вторых, использовать только одну приманку, без верхнего поводка. Кроме того, из-за весьма приличного течения и парусности катера дрейфовали мы на значительной скорости, и относительно легкие приманки довольно быстро сносило под большим углом далеко от катера, прежде чем они успевали достичь дна, где и происходили основные поклевки. Бороться с этим можно было двумя способами: либо поставив более тяжелые приманки – до 700-800 г, либо используя более тонкую леску для снижения ее сопротивления в воде.

У немцев все снасти были чрезвычайно надежны и могли бы позволить легко поднять на борт марлина среднего размера, если бы он здесь попался, леска с тестом около 40 кг и соответствующие им спиннинги и катушки. В разговоре выяснилось, что главной целью рыбалки для них был сам трофей – гарантированное его поднятие на борт катера как можно скорее, последующее фотографирование и, если он того заслуживает, взвешивание на весах.
У Антона с собой оказалась шпуля с плетеной леской с тестом 30 Lb, которую мы и использовали первые два дня. Такой разрывной нагрузки лески нам вполне хватало, чтобы справляться с треской весом до 10-12 кг, а более крупных экземпляров нам в первый день не попалось.
У немцев же дела пошли несколько лучше, и вскоре Кай вытащил настоящий трофей – треску весом 20, 1 кг и длиной 125 см! Она была взята на приманку с 400 – граммовой джиг – головкой и 30-сантиметровым виброхвостом. Вскоре отличился и Эрхард, поймавший на пилькер треску на 16 кг. В этот день попалось еще несколько экземпляров от 10 до 15 кг. Стало ясно, что вероятность поимки рекордной трески на тонкую леску здесь необычайно высока. Оставалось только надеяться, что моя сумка с необходимой мне леской найдется до того момента, когда «требуемый» экземпляр наконец – то решит сесть на крючок!

День 2–й

С учетом опыта первого дня мы решили увеличить вес насадок, чтобы снасть быстрее пробивала водную толщу, а леска находилась в более вертикальном положении, когда приманка достигнет дна. Для этого я попарно смонтировал несколько пилькеров по 400 г каждый, используя заводные кольца. Таким образом получились двухсоставные тяжелые пилькеры длиной до 30-45 см, и мелкая рыба не должна была на них покушаться. Немцы тоже немного доукомплектовали свои снасти, закупив в местном рыболовном магазине тяжелые 800-граммовые пилькеры.
В этот день Кай как настоящий охотник за трофеями сделал ставку на крупного палтуса. Для этого он решил ловить на мертвую рыбку включив в оснастку с полукилограммовым грузилом и двумя крючками размером 15/0 целую сайду длиной 45 см! Да, такая насадка была рассчитана на очень большой рот, но Каю было не впервой ставить перед собой серьезные цели, ведь именно ему принадлежит рекорд Европы по ловле голубой мольвы – 14, 96 кг. Кроме того, в его активе уже были такие крупные донные морские хищники, как мольва обыкновенная на 36 кг и палтус весом свыше 100 кг!
На этот раз поклевки палтуса мы так и не увидели, а свою оснастку Кай оборвал на очередном зацепе часа через два после начала ловли.
Кроме того, шкипер Джон привез нас в этот день на другую сторону фьорда, где неделю до этого тоже ловилась крупная треска. Нам, увы, в этом месте не повезло – поклевок почти не было. На мою снасть с 30 – сантиметровым виброхвостом MANNS и 400 – граммовым грузилом – поливкой», которое я использовал в качестве джиг – головки, здесь попалась самая крупная в это утро треска на 8 кг. Поэтому мы решили отправиться в то же место, где рыбачили накануне, и попытались повторить вчерашний успех.
Эта тактика сразу себя оправдала – вскоре Роланд поднял на 800 – граммовый пилькер хорошую треску – весом 17 кг! В этот день никому не удалось даже приблизиться к этому достижению, хотя несколько хороших экземпляров весом 11-12 кг мы тоже взяли.
Получалось, что по итогам первых двух дней самые крупные экземпляры трески – на 20, 17 и 16 кг – были пойманы немецкой командой, а наши с Антоном усилия взять трофей пока успехом не увенчались. Впереди, однако, было еще 3 рыболовных дня и поэтому мы сильно не переживали, надеясь, что все делаем правильно и придет еще, как говорят, праздник и на нашу улицу.

День 3–й

Утром третьего дня нам сообщили, что мой найденный багаж уже в пути на базу, и чтобы его дождаться, мы отсрочили на час выход в море. Кроме того, с учетом опыта предыдущих двух дней, когда снасти у нас время от времени перепутывались с соседними, мы решили разделиться – Рональд и Эрхард вышли в море с работающим на этой базе немецким шкипером Стефаном, а Кай, Антон и я продолжили ловлю на катере Джона.
Быстро переодевшись в свое, «родное», и переоснастив катушки, я с товарищами был готов выдвинуться на уже проверенное по предыдущим рыбалкам место скопления крупной трески.
Я, как изначально и планировал, начал ловлю на комплект с тестом лески 4 кг. Кай продолжал ловить на плетеную леску от PENN с тестом.
39 кг, а Антон на шнур с тестом 15 кг.
Сначала я сделал ставку на свои двухсоставные тяжелые пилькеры. На тонком шнуре они гораздо быстрее достигали дна моря, чем приманки Кая и Антона, а кроме того, угол выноса лески тоже был меньше, чем у них, что давало некоторое преимущество как в скорости ловли, так и в эффективности проводки вдоль дна. Главным же недостатком такой снасти был слабый шнур, который не позволял справиться даже с самым несерьезным зацепом, и мои приманки «отстреливались». в два раза чаще, чем у моих коллег. Чтобы избежать этого и снизить потери, приходилось гораздо более внимательно следить за моментом, когда пилькер коснется дна: когда это происходило, необходимо было сделать 2-3 оборота катушки и выбрать немного лески, чтобы приманка играла над самым дном, но и не касалась его.
Несмотря на все предосторожности, запас моих пилькеров таял буквально на глазах, а треска крупнее 5-6 кг все еще не попадалась. В какой-то момент мне показалось, что мой очередной улов идет наверх гораздо тяжелее предыдущих рыбин. Не форсируя своих действий, чтобы не превысить предельной нагрузки для тонкого шнура, я начал поднимать добычу на поверхность лишь для того, чтобы увидеть, что на мой составной пилькер одновременно сели две трески, примерно по 5-6 кг каждая. Это произошло потому, что оснащен он был нижним тройником и дополнительно – вспомогательным одинарном крючком в «голове» пилькера. Стало ясно, что два крючка на пилькер – это слишком много в условиях такого изобилия трески, тем более что размер добычи в отдельных случаях не намного превышал величину приманки.
У Кая при очередном перебрасывании приманки обнаружилось, что его 30 – сантиметровый виброхвост лишился собственного хвоста. Видимо, одна из хищниц, на свое счастье, промахнулась и срезала часть приманки, как бритвой, хотя способна ли была на такое именно треска или это был трофейный палтус, так и осталось загадкой.
На очередном забросе я почувствовал хорошую поклевку и понял, что на этот раз добыча должна быть гораздо весомее предыдущих рыб, пойманных в этот день.
Фрикцион катушки начал сдавать шнур, гибкое и упругое удилище сгибалось, отрабатывая рывки рыбы. Опытный Кай сразу сказал, что впервые за сегодняшний день он слышит звук сдающего леску фрикциона, и это является хорошим признаком. Все мое внимание было приковано в этот момент к снасти, чтобы она действовала максимально сбалансированно, и ни один элемент не привел бы к разрыву тонкой лески.
После 15 минут осторожного вываживания на поверхности воды показалась довольно приличная с виду треска, хотя по виду она явно не дотягивала до европейского рекорда в 14, 3 кг. Ее подняли на борт и взвесили – она потянула лишь на 11, 5 кг, что не дотягивало до рекорда чуть менее 3 кг. Несмотря на эту «неудачу», у меня появилась уверенность, что подобранный комплект снастей и применяемая тактика работают, и в случае поклевки более крупной рыбы я смогу вытащить ее на поверхность, невзирая на то, что течение и ветер тоже «работали», но против рыболова.
Вскоре на мой пилькер последовала еще более мощная поклевка, и хотя вся снасть была, как мне казалось, хорошо отрегулирована, фрикцион оказался чуть более перетянут дл я трофея такого размера, что привело к очередной потере приманки. Я быстро поставил на леску 400 – граммовую джиг-головку с крупным виброхвостом для ловли палтуса, на которую охотно клевала и крупная треска.
Первый же заброс неподалеку от места предыдущего схода крупной рыбы принес еще одну хорошую поклевку. На этот раз фрикцион добросовестно отработал, и, подождав 2-3 минуты, чтобы рыба на другом конце лески поняла, что «снятые» с моей катушки 20-30 м лески к свободе все равно не приведут, я начал осторожное вываживание. Еще несколько раз во время подъема с глубины 70 м эта треска пыталась уйти обратно, стаскивая леску с катушки, но я – отыгрывал потерянные метры назад и по сантиметрам наращивал количество лески на катушке.
Кай спросил меня, каков, по моим ощущениям, размер рыбы. Сначала мне показалось, что и теперь улов не будет превышать 11-12 кг, но с приближением рыбы к поверхности воды во мне все больше крепло ощущение, что рыба эта должна быть несколько тяжелее.
Когда светлое пятно силуэта рыбы уже четко показалось в толще воды, я стал осторожно отступать от кормы по палубе в сторону рубки, освобождая место у борта для шкипера, который уже держал наготове багор. С первой попытки Джон не смог перевалить подбагренную треску через борт катера, но удержал ее на весу, и со второй попытки долгожданная добыча уже оказалась на палубе. На весь процесс от поклевки до поимки ушло около 20-25 минут.
Даже без взвешивания сразу стало ясно, что рыбина тянет минимум на 15 кг, а это значит, что новый рекорд Европы уже почти состоялся!
По правилам EFSA, взвешивание трофея на борту катера не является официальным, но и оно подтвердило, что треска весила не менее 16 кг, а это означало, что мне необходимо было тщательно последовать всем требованиям Федерации, чтобы правильно оформить заявку на рекорд и отослать ее в штаб-квартиру EFSA для рассмотрения и официального утверждения. Шкипер связался по рации с хозяином базы Хокуром, который, несмотря на субботний день договорился, что наш трофей можно будет взвесить на рыбозаводе Болунгарвика с использованием сертифицированных весов.
Между тем со второго катера, где рыбачил немецкий экипаж, сообщили, что Роланду удалось взять треску длиной 135 см, что было на 10 см больше, чем 20 – килограммовая треска Кая, поднятая в первый день. Погода начинала портиться, и, свернув снасти, мы направились в сторону порта. При взвешивании на берегу оказалось, что треска Роланда была всего на 300 г тяжелее трофея Кая, несмотря на значительное превосходство в длине. Поймана она, однако, была на леску с тестом 40 кг, в то время как моя треска попалась на леску с тестом 4 кг, то есть разрывная нагрузка лески была в 4 раза меньше, чем вес трофея! Тем не менее выглядел трофей Роланда очень внушительно, а фотография с такой добычей почти в рост человека может украсить коллекцию трофеев любого рыболова.
Взвешивание рыбы – кандидата на рекордна местном рыбозаводе прошло успешно, и в протокол – заявку были внесены такие ее окончательные параметры: вес – 16, 53 кг; длина – 115 см; объем «талии» – 65 см.
К слову сказать, мировой рекорд по треске в Книге рекордов IGFA на леску с разрывной нагрузкой 8 Lb превышает 27 кг, поэтому в Болунгарвике у вас будут большие возможности по улучшению европейского рекорда в этой номинации.