Охота и рыболовствоРыбалкаМеста → Хариус в Ямало-Ненецком автономном округе

Хариус в Ямало-Ненецком автономном округе

Все о рыбалке

Еще зимой я знал, что пойду на Щучью-реку в Ямало-Ненецком автономном округе, несущую свои холодные, чистые воды с Уральских гор вдоль 68-й параллели в низовья Оби. Постепенно выстроился маршрут и нашелся компаньон – закадычный приятель по рыбалкам Вовка, с которым мы уже давно упаковали вещи, снасти и байдарку, и теперь томились в ожидании свободных мест на проходящий поезд.

Стройные планы и кривизна реальности

Солнечный луч, пробившись через лабиринты оконных рам и отразившись от застекленного окошечка билетной кассы, играл на гладковыбритой щеке Вовки.
Девушка, когда вы улыбаетесь, я с замиранием сердца любуюсь бриллиантовыми искорками в глубине ваших глаз!
Вовка уже четыре дня кряду ходил на вокзал за билетами до Лабытнанги. Кассирши менялись, Вовка изобретал витиеватые комплименты, стрелки вокзальных часов отрезали тупые углы у циферблата. Неизменным оставался лишь результат: билетов не было. Конец августа, и северяне возвращались домой после своих жарких отпусков. Я знал, что с местами будет туго, но график работы в последние месяцы и у меня, и у Вовки никак не позволял спланировать заранее сроки похода. Да вот же он, улыбающийся Вовка, тормошащий меня за плечо и возбужденно орущий прямо в ухо: «Есть на тридцать первое! Я взял два!»
В Лабытнанги у меня живут друзья, которые помогают с заброской на реку. В прошлый раз я ходил по «детскому» маршруту от поселка Лаборовая до моста через Щучью на 110 км на резиновой «Уфимке». Погода была чудесной. И теперь мы прихватили с собой надувную байдарку «трешку», что давало свободу в выборе передвижения, в корректировке маршрута: такая лодка в два весла спокойно могла идти против течения. План похода был красив, изящен и многообещающ: мы поднимаемся вверх по реке от Лаборовой до устья Певантосе, по ней доходим до озера Певанто, затем возвращаемся и спускаемся вниз по Щучьей до устья Большой Хадаты. Заходим в реку на 10-15 км, наслаждаемся красотами горных вершин и чистотой прозрачных вод и, наполнившись до краев впечатлениями, спокойно за два-три перехода спускаемся до моста через Щучью реку.

За две недели неспешного рыбацкого похода это было вполне реально. Лаборовая встретила моросящим дождем и попутным ветром. Лодка легко скользила по протоке, ведущей к реке. Вовка потихоньку приноравливался к верткой и узкой байдарке, Как только мы вышли из низины, покрытой зарослями ольховых кустов, солнечный луч, пробив лохматые кучевые облака, осветил Щучью, играя бликами в ее бирюзовых водах. Ветер несся вдоль поймы и поднимал встречную волну против течения. Мелкие камешки шуршали по днищу, когда нас вдруг разворачивало и тащило по галечным отмелям. Я всеми силами старался избегать такого «шкуродера».
Вовка, никогда до этого не управлявший байдаркой, сразу попал в нелегкие условия заплыва, и теперь междометиями выражал несогласие с ветром. Постепенно стали сгущаться сумерки. Мы спешно выбрались на ближайшую каменистую косу и нашли место для стоянки. Когда с хозяйственными делами по обустройству лагеря было покончено, от трудного первого дня похода остались лишь жалкие проблески. Не вытерпев, я все же убежал на берег со спиннингом. Легкая «вертушка» парусила на ветру. Бросок, второй, третий… Есть! Красавец-хариус шлепал по каменистой отмели мускулистым телом. Отлично, рыба есть и ловится. Я быстро направился в лагерь обрадовать хорошей вестью приятеля. Предвкушая завтрашнюю рыбалку, мы крепко уснули после тяжелого дня. Утро было невзрачным, холодным и ветреным. Постепенно стал накрапывать дождь, а затем припустил ливень и шел до вечера. Вода в реке поднялась на 1 м и затопила привлекательные отмели и заводинки.
Бурлящие перекаты сгладились и превратились в ровный поток серой водной массы. О рыбалке нечего было думать, но я все же побродил по берегу, сделав около 30 холостых забросов. К ночи дождь перестал, небо очистилось, появились заезды. Светлая полоса пока еще робкого северного сияния мерцала в темноте. Температура воздуха резко понизилась. Мокрый тент палатки покрылся ледяным панцирем. Байдарка обмякла, а затем застыла камнем. Мы пытались согреться, кутаясь в пуховые спальники. По ощущениям мороз был за десятку, Ведро с водой промерзло до дна. Под утро стало теплее и пошел снег.

Припасенная нами дополнительная одежонка «на всякий случай» сослужила верную службу. Лишних вещей не оказалось а принципе. Честно признаться, мы не ожидали такого природного катаклизма. Ежедневная, даже ежечасная борьба за сухие носки, огонь и горячий чай отодвигала на задний план рыбалку, которая тоже не позволяла расслабиться и выглядела скорее не рыбалкой в нашем обычном понимании, а борьбой за пропитание.
День считался удачным, если кому-то удавалось поймать хотя бы одного хариуса. Из-за ветра 15 м/с, дующего беспрестанно больше двух суток, мы полностью отказались от планов подъема вверх по реке, спасаясь в пока еще лесистой речной пойме. Эти двое ветреных суток мы будем помнить еще долго. Пришлось идти исключительно вниз, иногда вынужденно пережидая откровенную непогоду. Две недели атмосферное давление скакало, как шарик по теннисному столу. За все время было лишь три рыбацких уловистых вечера из четырнадцати. Теперь уже можно сравнить мою прошлогоднюю рыбалку с нынешней и попытаться проанализировать особенности клева хариуса на Щучьей.

О клеве говоря, по-рыбацки выражаясь

В публикациях и отзывах рыболовов-путешественников, в многочисленных интернет-конференциях, касающихся реки Щучьей, авторы отмечают, что если уж хариус вышел кормиться, то поймать его спиннингом не составляет особого труда. Жирующих рыб легко обнаружить по периодическим тихим всплескам и кругам на воде – это хариусы собирают с поверхности насекомых. Когда в начале сентября 2009 г. я неспешно сплавлялся от Лаборовой, то несколько раз попадал на такие выходы рыбы. Применяя для ловли бомбарду, я практически не экспериментировал с мушками. Достаточно было выбрать из моего скудного флайбокса какой-нибудь классический Palmer или Kaddis, и хариус тут же начинал клевать, Ловля с бомбардой мне быстро надоедала. Ни к чему ультралегкому спиннингу такие посредники, как поплавок, а до нахлыста я пока не дорос.
Поэтому охотно экспериментировал с «вертушками», которых набрал с собой превеликое множество. Часто случалось так, что рыба, заинтересовавшись приманкой, ударяла по ней или слегка толкала, но не решалась атаковать более настойчиво; тогда при последующих забросах поклевок на эту блесну уже было не дождаться. А скрупулезный подбор «вертушки» именно в данное время и в данном месте начинал приносить плоды. Как правило, это были «вертушки», что называется, без рода, без племени от каких-то малоизвестных производителей, чаще всего из Поднебесной. Особенно меня поразил тот факт, что я какое-то время безрезультатно предлагал рыбам «блесенный бомонд», а когда стал экспериментировать с неказистыми «вертушками» непонятного происхождения, положительные результаты не заставили себя долго ждать.
Массы и размеры уловистых приманок, как правило, не превышали № 1 по классификации Mepps. Я не выявил тогда заметных различий в клеве на блесны с вабиком на тройнике и без него. Но в сентябре 2010 г. мы попали в такие погодные условия, что ни о каких вылетах насекомых речи идти не могло. Даже если рыбы выходили на поверхность, то заметить это было невозможно из-за волн, поднимаемых ветром. Лето, надолго запомнившееся жителям центральной части Европейской России аномальной жарой, в районе реки Щучьей было прохладным. Температура за весь летний сезон редко превышала +15″С. И без того холодная вода реки почти не прогрелась, и хариус не стремился в верховья, а разбрелся по всей реке.

Подтверждением тому служила рекор дно-урожайная по поклевкам рыбалка в предпоследний день сплава всего в 8 км от финиша. Рыба ловилась на проверенные «вертушки» известных фирм; Vibrax Blue Fox №1, 4 г, серебристой и золотистой окраски, без вабиков на тройниках; Panther Martin Salamander Silver 1/16 oz; Mepps XD AG/AG №1, 3 г. Все эти блесны имеют тяжелый сердечник, что позволяет им преодолевать при забросе ветер. Кроме того, все они светлые. Я пытался ловить шведской Мугап Топу с темным сердечником и получил всего одну или две поклевки, хотя в предыдущий год она исправно приносила рыбу. Перечисленные блесны заводятся сразу же после приводнения. Иногда классическая Mepps Aglia Long №1, отлично зарекомендовавшая себя ао многих путешествиях, тоже приносила плоды, но для наших условий она была слишком легкой и сильно парусила при забросе.
Блесны других размеров, форм, расцветок никак себя не проявили. Лишь один раз «выстрелил» Blue Fox № 1 тигровой раскраски. В условиях поднявшегося уровня воды и сильного ветра наилучшей проводкой оказалась по возможности медленная и обязательно при забросе upstream.
В один из дней выдалась малооблачная погода, и умеренный порывистый ветер позволял не завязывать наглухо капюшон куртки. Мы спустились тогда почти к устью Большой Хадаты и встали на приглянувшемся месте. Вода по-прежнему была высокой, но наметилась тенденция к ее понижению, Я хотел обловить противоположный обрывистый берег, но ни одна «вертушка» нужного размера из припасенных мною не долетала до приглянувшегося места. Выручил классический Kastmaster 3, 5 г. До того момента, когда в очередной раз прорвавшийся снежный заряд загнал меня с реки в укрытие, успел выловить трех увесистых рыбин.
И хотя в последующие дни именитая блесна не принесла поклевок, я обязательно периодически стану использовать ее в походах. В тот раз вращающиеся блесны Silver Creek от Daiwa, у которых тоже имеется тяжелый сердечник, практически не сработали. Думается, это могло быть вызвано именно темной окраской сердечника. Хотя я забрасывал только имеющиеся у меня 6-граммовые. Размер, скорее всего, был крупноват.
Ловили без поводков, так как клев колебался от трех с минусом до двух с плюсом. Однако река не случайно названа Щучьей. Она просто изобилует зубастой хищницей, и мы откровенно рисковали, забрасывая незащищенные достаточно дорогие блесны. Но за весь поход удалось поймать лишь двух щук, да и то целенаправленно в откровенно щучьем месте с ямой, корягами и обратным тихим течением. Поклевок было около десяти, и часто «зубастая» лишь слегка «целовала» приманку. Хотя в прошлом году я поймал в тех местах около сотни хищниц.
Скачущее атмосферное давление, скорее всего, влияло на клев даже таких выносливых рыб, как щука и окунь, хотя во время прошлого похода в нескольких местах от окуней не было отбоя. С бомбардой удалось поймать лишь одного хариуса на черный Palmer. Я не раз читал в отчетах коллег, что на мушку на этой реке часто клюет более крупная рыба. Мой скромный опыт пока позволяет говорить лишь об обратной тенденции; хочешь поймать хариуса крупнее – ставь «вертушку».
Итак, из своих путешествий я сделал следующие выводы. Если придется еще раз попасть в такие условия, я сделаю ставку на вышеперечисленные проверенные фирменные приманки, чтобы зря не терять времени.
С севером шутки плохи. Лучше планировать путешествие на август. Когда после очередной морозной ночи появлялись забереги, мы опасались, что река встанет. Даже если это произойдет лишь местами, сплав окажется невозможным, и тогда придется добираться по тундре до железной дороги. Однако перечисленное выше – полная ерунда для неукротимой рыбацкой души.